Топ-5 крупнейших карьерных самосвалов в мире

Центр тяжести и рама

Карьерный автотранспорт эксплуатируется в самых разноЖЖЖобразных климатических, горно-геологических и дорожных условиях. Большинство горных предприятий в России расположены в зонах резко континентального климата. Низкая (до –40 °С и ниже) температура зимой с сильным ветром, высокая температура летом (до +40 °С). В горной местности самосвалы работают при пониженном атмосферном давлении, что снижает мощность двигателей и увеличивает расход топлива. Классический рамный автосамосвал создавался именно под условия сложной дорожной обстановки горного предприятия. И речь тут идет в первую очередь не о проходимости вязких заболоченных или запесоченных участков – речь в большей степени о профиле дороги. Для карьерного автотранспорта характерны небольшие расстояния перевозки (от 1 до 5 км), движение по дорогам со сложно-переменным профилем и большим числом крутых поворотов, по временным дорогам с плохим покрытием.

Продольный профиль карьерных дорог представляет собой чередование подъемов и спусков разной величины и длины. Продольные уклоны дорог достигают 10–12%, а на отдельных коротких участках и более того (как в поперечном, так и продольном направлении). Двигаясь по такой дороге, самосвал испытывает воздействие знакопеременных опрокидывающих моментов, поэтому для него важен показатель отношения высоты центра тяжести груженого автомобиля к его ширине. Колея у карьерных самосвалов ощутимо шире, чем у шоссейных, а центр тяжести груза внутри грузовой платформы значительно ниже, чем в кузове шоссейного самосвала. Следствием этого является бóльшая устойчивость «карьерника» при опрокидывании и соответственно бóльшая скорость транспортировки, меньшие требования к состоянию поперечного профиля дороги.

Становой хребет самосвала – его рама. Рама карьерного самосвала разительно отличается от рамы обычного грузового автомобиля. Она выполнена таким образом, чтобы выдерживать высокие ударные и скручивающие нагрузки. Профиль карьерных дорог требует применения колес большого диаметра и ширины, что увеличивает дорожный просвет и влияет на тяговые характеристики. В то же самое время увеличение высоты машины уменьшает ее устойчивость, поэтому профиль рамы сконструирован так, чтобы максимально снизить центр тяжести груженого автомобиля.

 

Модификации

Сдвинет ли MT-240 знаменитый БелАЗ с пьедестала? Это станет известно после масштабных испытаний самосвала на экстремальных карьерных равнинах. Однако, очевидно, что в Словении был создан не только самый большой карьерный самосвал в мире, но и настоящий проект будущего – мощный модульный грузовик, предусматривающий множество модификаций.

Если все известные самосвалы приспособлены под конкретные задачи, то MT-240 модифицируется, преобразуется «на ходу» — машина поставляется в карьеры в разобранном виде: укомплектованные по контейнерам модульные группы.

Самый большой самосвал используется как на земле, так и на песке, в болотных условиях и тяжелых карьерных участках, с узкими дорогами. Грузовой, гигантский автомобиль может запросто превращаться в дополнительный прицеп, который подобно составу способны тянуть другие вариации ETF, с установленной кабиной управления. Такие машины будут применяться в будущем. Нет сомнений, что ETF MT-240 открыл новую страницу в истории создания больших грузовых самосвалов. Применение этих грузовиков гарантирует 25% экономию топливных ресурсов, а рост производительности – не меньше, чем на 12%. Производители уверяют, что их машины, сцепленные в единый автопоезд, способы порадовать невиданной грузоподъемностью – более, чем 850 тонн.

Первый тип самосвалов: строительная группа

Использование в карьерах такого типа самосвалов, как строительные, обычно ограничено их малой грузоподъемностью и затруднениями при перевозке крупнокусковых грузов, однако они незаменимы в местах, где перевозки технологически можно осуществлять только по дорогам общего пользования (например, в дорожном или гидротехническом строительстве в местах с высокой плотностью населения, где применение специализированного транспорта затруднено), на перевозке сыпучих и мелкокусковых грузов (песок, щебень, предварительно разрыхленная порода) или в карьерах с малыми объемами добычи на плече до 40 км. Сейчас в России самосвалы «строительной группы» выпускают ЗАО «Бецема», заводы Пушкинский машиностроительный, «Урал», КАМАЗ, НефАЗ, КЗКТ («Русич») и «Яровит», в ближнем зарубежье — МАЗ, КрАЗ и МЗКТ («Волат»).

Больше из: Автомобили

2 место. Caterpillar 797F

Фото: cat.com

Мощный самосвал американского производства. Эксплуатируется с 2009 года и является продолжателем династии 797 серии. В данный момент занимает 2 место в мире по грузоподъёмности. Характеристики:

  • длина, м – 14,8;
  • высота, м – 6,52;
  • ширина, м – 9,75;
  • масса, т – 287,5;
  • грузоподъёмность, т – 400.

Машина оснащена турбированным 20-цилиндровым дизельным мотором Cat C175-20 ACERT, развивающим мощность 4 000 л. с. (2983 кВт). Для эксплуатации применяются шины Michelin XDR или Bridgestone VRDP. Среди гигантов CAT 797F – единственный с традиционной компоновкой: двигатель – сцепление – коробка – мост. Т.е., без генератора и колесных электромоторов. Скорость – 68 км/ч.

Справочно. В 2008 году в г. Тосно Ленинградской области открылся завод Caterpillar. С 2014 г. фабрика приступила к выпуску тяжелых карьерных самосвалов Cat-777 грузоподъемностью 90 тонн. Кузова объёмом 64 м³ производятся в Новосибирске. За 2018 г. с конвейера сошли 187 единиц техники, включая гусеничные экскаваторы.

MT5300D AC и Caterpillar 797B

Модель MT5300D AC – это мощный и универсальный в работе карьерный самосвал. Фото показывает, насколько продумана конструкция данной модели, благодаря чему снижаются эксплуатационные расходы, а оператор может чувствовать себя за рулем максимально свободно и комфортно. Самосвал 797F – это еще одно экономичное решение, когда нужно перевезти различные материалы. Благодаря совершенной конструкции существенно улучшены показатели безопасности и эффективности работы транспортных средств.

Caterpillar 797B – это обычный самосвал, только большого размера. При собственном весе 624 тонны он способен перевезти на борту почти 350 тонн груза, причем его конструкция как нельзя лучше подходит для карьерных самосвалов. 24-цилиндровый двигатель с рабочим объемом 117 л поражает воображение! Кроме того, данная модель просто напичкана разнообразными электронными системами, что обеспечивает надежность работы всех его элементов.

Общие сведения

Инновационная модель гиганта вышла с конвейера в 2013 году по заказу холдинга «Сибирский деловой Союз». Обладая грузоподъёмностью в четыреста пятьдесят тонн, первенец самого большого карьерного самосвала успешно трудится на угольном месторождении в Кемеровском регионе, заменяя собой сразу несколько десятков других моделей самосвалов.

Благодаря тому, что Белорусские инженеры с любовью подошли к созданию мощнейшего больше груза, не уронив, в погоне за габаритами, уровень качества за счёт соблюдения технологии, позволило самому большому карьерному самосвалу в мире БелАЗ-75710 в 2014 году войти в книгу рекордов Гиннесса.

Самосвал БелАЗ-75710

Этот гигант смог переместить груз на испытательной местности массой в 503,5 тонн, что отбросило ближайших американских и европейских конкурентов, максимальная грузоподъёмность которых около 363 т, далеко назад.

Так что, чтобы не говорили про упадок экономики и уровня жизни в Белоруссии, а страна сумела обойти производителей всего мира, выпустив самый большой вид спецтехники, предназначенный для оказания услуг самосвала.

Безопасность

Большегрузные самосвалы в мире: история, география и ассортимент

Первые серийные большегрузные самосвалы начали делать в США и Канаде. Там же производство сосредоточено и сегодня. Из этих стран машины начали импортировать в латинскую Америку, позже — в Австралию и Африку. Наблюдается следующая тенденция: мир переходит на крупногабаритную технику, так как она позволяет экономить. Производители уже начинают реагировать на это: в 2020 году ожидается начало серийного выпуска 186-тонного Komatsu 730 на территории Японии.

Что сейчас есть в мире

Мировой рынок большегрузной техники представлен 5 крупными производителями:

  • Komatsu — японский бренд, который известен долговечностью своих машин, любовью к инновациям и электронике. В классе тяжелой техники предлагает 4 самосвала, грузоподъемностью от 186 до 369 тонн.
  • Caterpillar — самый крупный в мире производитель тяжелой техники, предлагает 10 моделей карьерных самосвалов разной грузоподъемности.
  • Hitachi — японская компания, одним из направлений бизнеса которой является выпуск строительной и карьерной техники.  
  • Terex — американская компания, которой принадлежат десятки заводов по всему миру.
  • Liebherr — немецкая компания, использующая нестандартные технические решения. С одной стороны, это дает их агрегатам определенные преимущества в характеристиках, с другой — требует дополнительного обучения механиков. 

Мы не берем в счет БелАЗ, потому что эти машины делают на заказ только для рынка СНГ.

Cat 785D

Наш ТОП самых больших самосвалов марки Catоткрывает горная модель грузоподъемностью 136 тонн.
Эксплуатационная масса внедорожной машины составляет 249476 кг. Большой самосвал оснащается четырехтактным дизельным
двигателем Cat 3512C HD номинальной мощностью 1082 кВт на 12 цилиндров. Крутящий момент увеличен до 23 %.
Характеристики двигателя обеспечивают уверенное передвижение по бездорожью, в том числе на крутых спусках.

Модель предназначена для организации горных работ на высоте до 4267 метров. Cat 785D комплектуется механической
силовой передачей. Шестиступенчатая КП переключается под нагрузкой. Мощная ходовая часть с надежной системой
торможения обеспечивает безопасное перемещение тяжелого транспорта по горным склонам. Производитель выпускает для
Cat 785D кузова разного объема, грузоподъемности, назначения и конструкции.

Terex 33-19 Titan

Самосвал производится в компании General Motors

Машина способна за 1 поездку перевозить до 350 тонн груза. Покупатели особое внимание обращают на технические характеристики машины Terex 33-19 «Titan:

  • длина карьерного самосвала составляет 20,3 м;
  • ширина гиганта составляет 7,8 м.

Грузовик оснащают дизельным агрегатом V16, который имеет мощность 3 346 л/с. Чтобы повысить проходимость крупной техники используется полноприводная трансмиссия. При полной загрузке машина может передвигаться со скоростью 48 км/ ч. Благодаря мощной раме грузовик может перевозить до 350 тонн груза. Задние колеса способны поворачиваться на 10 градусов. Стартовая цена машины составляет 1,5 млн. долларов. Карьерный самосвал был произведен в единственном экземпляре.

БелАЗ 75600

Самый «родной» для нас карьерный самосвал, который производится на Белорусском автозаводе в Жодино. На текущий момент он является ведущим производителем большегрузной техники. Помимо всего прочего, в Жодино выпускается большегрузная спецтехника, предназначенная для горной промышленности. Изначально в Жодино производились самосвалы МАЗ-525. В 1962 году был спроектирован БелАЗ-540. Впоследствии в этом сегменте появилось тринадцать моделей. В мире тяжеловесной техники БелАЗ на протяжении многих лет удерживает лидерство. Длина этой «махины» — 14,8 метров, ширина – 9,7 метров, высота – 7,47 метров. 

Отдельно стоит отметить, что этот «монстр» оснащен новейшей механикой, которая предупредит водителя о приближении высоковольтной линии электропередач. Модель 75600 имеет дистанционную систему пожаротушения.

Гигантские «БелАЗы»

Самые большие «БелАЗы» в мире занимают три позиции в рейтинге ТОП-10 крупнейших и сильнейших автомобилей планеты. Все автомобили «БелАЗ» — это мощные современные машины с повышенной проходимостью. Их используют для перевозки сыпучих грузов. Они просто незаменимы в горнодобывающей промышленности и при строительстве крупных сооружений для различных сфер деятельности. Легко справляются с поставленными задачами в любых климатических условиях.

Характеристики тройки лидеров самосвалов «БелАЗ»
75600 75601 75710
Грузоподъемность (кг) 320 000 360 000 450 000
Мощность (л. с.) 3500 3750 4700
Шины 59/80 R 63
Длина (м) 14,9 14,9 20,6
Ширина (м) 9,45 9,45 9,75
Высота (м) 7,32 7,32 8,17
Полная масса (т) 560 620 810
Максимальная скорость (км/ч) 64

Соотношение размеров и параметров

Традиционно карьерные самосвалы создаются для работы в комплексе с карьерными экскаваторами. Следует отметить, что в процессе проектирования стараются увязать самые различные параметры. Конечно, важным является правильное соотношение размеров ковша и кузова транспортного средства. Ширина кузова должна позволять производить эффективную разгрузку ковша без просыпей, регулировать укладку горной массы. Имеет значение количество разгружаемых ковшей. Подсчитано, что наибольшая эффективность работы экскаваторно-автотранспортного комплекса достигается при условии, когда количество разгружаемых ковшей в кузов транспортного средства составляет три – пять.

Соответственно связаны размеры рабочей площадки с рабочими параметрами экскаватора и радиусами поворота самосвала. В стесненных условиях рабочей площадки карьерный самосвал должен становиться под загрузку и покидать ее при минимуме маневров. При этом установку самосвала следует производить с таким расчетом, чтобы экскаватор работал с наименьшим углом поворота, обеспечивая при этом наивысшую производительность. Недаром ведущие мировые производители карьерной техники (Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Liebherr) предлагают сегодня потребителю комплексное решение, а именно связку экскаватор – самосвалы собственного производства, утверждая, что максимально увязывают параметры техники между собой. Или, как это делают БЕЛАЗ и «ИЗ Картэкс», объединяются для проектирования совместного экскаваторно-автотранспортного комплекса. Если сравнить наименьший радиус поворота у карьерного самосвала и у шоссейного той же грузоподъемности, то у последнего радиус поворота будет больше на 1 м и более. А это потребует расширения площадки, усложнения отработки забоя, лишних перемещений экскаватора. Это прямые потери рабочего времени, усложнение процесса отработки на конкретном участке.

Конечно, ощутить преимущества работы хорошо подобранного комплекса можно только при условии высокой интенсивности горных работ. А это не всегда достигается ввиду экономических реалий, компетентности топ-менеджмента и проч.

Отличия самосвалов

Самыми популярными автомобилями из огромного выбора специальной техники остаются грузовики-самосвалы.

Возможности машин этого вида широко используются при строительстве любых объектов. Самосвал заказчик подбирает в зависимости от грузоподъемности и габаритов автомобиля. Также важен способ выгрузки. Небольшие самосвалы способны перевозить груз от 5 тонн и являются основными грузовыми машинами, которые часто можно встретить на дорогах города. Карьерные самосвалы обладают способностью транспортировать 300-450 тонн груза.

Большим грузовикам-самосвалам запрещено двигаться по дороге общего назначения. Если грузовик весит более 40 тонн, проезд ему закрыт. Асфальтовое покрытие не может выдержать такую нагрузку. Кроме того, габариты такого автомобиля способны перекрыть движение остальному транспорту.

Terex

Одной из первых, кто стал заниматься сборкой автогигантов, является американская фирма General Motors, которая в 1968 году открыла еще одно направление в своей деятельности. Ее чадо, созданное в 1974 году под названием Terex 33-19 Titan, является одним из самых больших самосвалов.

Этот многотонник достигает семи метров в высоту, и с загруженным кузовом может весить 650 тонн. На нем установлен двигатель, состоящий из шестнадцати цилиндров, который работает в совокупности с генератором. Для управления такой тяжелой машиной требуется квалифицированный водитель.

Самосвал этой марки был выпущен в единственном экземпляре, так как во время кризиса у завода не было средств для изготовления таких огромных машин.

Большегруз долгое время использовался для работы на карьере в городе Спарвуде в Канаде. Данный концерн не особо распространен на европейском рынке, но в связи с упадком цен на американские самосвалы многие страны уже заинтересовались этой фирмой.

Liebherr-T282B

Во время презентации этого самосвала в Германии его назвали
«восьмым чудом света». Его полная масса немного превышает 570 тонн, а увезти
грузовик способен 363 тонны.

Автомобиль может комплектоваться двумя силовыми агрегатами. Первый — 18-цилиндровый Cummins QSK 78 (как и у БелАЗа-75600), второй — 20-цилиндровый Detroit Diesel с рабочим объемом 90-литров и мощностью в 3650 «лошадок». Причем в комплекте с двигателями в обязательном порядке идут еще и генераторы переменного тока с электромоторами, расположенными на задней оси (генераторы — на передней). Тормозная система — гибридная. А роль «первой скрипки» отведена электродинамической системе.

Что касается оснащения, то оно соответствует последнему слову техники. Большое место занимает жидкокристаллическая приборная панель, на которую выводится многочисленная информация, в том числе и изображения с камер, установленных по периметру самосвала. Сама же кабина отличается отличной шумо- и пылеизоляцией, мощным кондиционером, печкой и аудиосистемой.

Komatsu 930E-3SE

Этот карьерный самосвал является флагманом японской тяжелой техники
и способен
увезти в кузове порядка 290 тонн. Его полная масса составляет 504 тонны, а
длина — 15,5 метров. В движение эту махину приводит могучий 18-цилиндровый
турбодизель на 3500 лошадиных сил при 1900 оборотах в минуту. Кстати, в машине
только силовой агрегат весит порядка 10 тонн! В него вливается боле 300 литров
масла и свыше 700 литров антифриза.

Komatsu 930E-3SE оснащен еще и дополнительными электромоторами, расположенными на задней оси. Благодаря всем «помощникам» самосвал способен разогнаться до 64,5 км/ч. И здесь-то появляется извечная проблема всех крупных машин — как их остановить? Японские конструкторы решили эту задачу при помощи гибридной тормозной системы, включающей в себе 3, если можно так выразиться, «подсистемы»: основной, вспомогательной и стояночной. Первая представляет собой гидравлическую, многодисковую систему с раздельными контурами передней и задней оси. Плюс масляное охлаждение дисков. При торможении ей помогает электродинамическая система. В этом режиме вспомогательные электродвигатели «превращаются» в генераторы и их энергия становится теплом на нагрузочных резисторах. Стояночная система представляет собой сухие тормозные диски, которые способны зафиксировать Komatsu 930E-3SE на уклоне до 15 градусов.

Самые большие грузовики СССР

Производство тяжелой грузовой техники в Советском союзе началось с завода имени Лихачева в Москве. В 20-е годы XX столетия планировалось построить шесть предприятий данной направленности. Первые грузовики в СССР назывались «АМО», половина деталей для них изготавливалась итальянским «Fiat».

КамАЗ

Завод известен далеко за пределами бывшей территории СССР. Выпускаются различные категории транспортных средств:

  • седельные тягачи;
  • самосвалы;
  • бортовые машины;
  • спортивные модели (многократно становились победителями ралли «Дакар»).

Спортивный вариант Камаза

Открыты предприятия по сборке в Индонезии, Казахстане, Вьетнаме, Пакистане, Индии. Крупнейшим представителем марки является модель стандарта Евро-5 – «КамАЗ-65801».

КрАЗ-255

Автомобиль, ставший легендой, способный перевозить грузы и пассажиров в условиях бездорожья. Колесная формула 6х6, производство прекращено в 1993 году. Оснащался дизельным двигателем в 8 цилиндров «ЯМЗ». Длина корпуса – 8645 метров, грузоподъемность – 7500 килограмм.

КрАЗ на авиашоу МАКС в 2013 году

Урал-375

Представленная модель – это полный привод, повышенная проходимость и возможность взять на борт до 4500 кг. Оснащался силовой установкой с 8 цилиндрами на бензиновом топливе, именно эта деталь имела больше всего нареканий во время эксплуатации: расход, частые ремонты потребовали закрытия проекта.

Урал-375

ГАЗ-66

Эту машину в народе называли шишкой за созвучие с двумя шестерками в наименовании. Созданная в 1964 году, она могла перевозить 2 тонны грузов. Выпускался в десятках модификаций в зависимости от типа климатических условий. Поставлялся на экспорт в тропические страны.

ГАЗ-66 в условиях бездорожья

БелаАЗ-75501

Первая модель советского тяжелого карьерного самосвала относится к самым большим грузовикам в мире, видео и фото которых представлены выше. Он задумывался как совершенно новая техника, перевозил с места на место груз весом 280000 килограмм.

Сборка экспериментальной советской модели в цеху

В советский период оптимизировать грузовик не удалось по причине отсутствия шин должного качества. Рассчитали, что новые покрышки обойдутся чрезвычайно дорого.

МАЗ-7922

Автомобиль «Зубр» – шасси, построенное в 1990 г. в единственном экземпляре. Прототип мог перевозить вооружение массой 125 тонн, последующий серийный выпуск ограничил этот параметр до 90 т.

Ядерный комплекс Тополь-М на новейшей модификации шасси МАЗ-7922

Колесная формула 16х16, сегодня используется в качестве подвижной установки для ракетного комплекса «Тополь-М».

МАЗ-7904

Шасси для тяжелого ракетного комплекса «Целина» – результат секретных разработок. Предприятие выпустило единственный образец техники для испытаний в 1984 году. Максимальный вес груза составлял рекордные 220000 килограмм. Никто на земле в те времена не смог повторить достижение.

Опытный образец шасси для тяжелого ракетного комплекса

Liebherr T282С


Liebherr T282С — немецкий карьерный самосвал. Отличительные черты его конструкции:

  • Сварная рама, которая лишь в местах приложения максимальной нагрузки укреплена литыми деталями. За счет этого масса самосвала снижена, а это увеличивает его КПД.
  • Кабина — защитная система ROPS, регулируемая подвеска сидения, жидкокристаллический дисплей, руль с гидроусилителем, кондиционер.
  • Система электропривода с охлаждаемыми частотными преобразователями IGBT, была разработана и выполнена компанией Liebherr. Эти преобразователи используют энергию торможения самосвала — ни один ватт энергии не пропадает зря.

Технические характеристики.

  • Грузоподъемность — 363 тонны. Полный вес загруженной машины — 600 тонн.
  • Двигатель дизельный: MTU DD 20V4000 (20 цилиндров) или Cummins QSK 78 (18 цилиндров). Мощность двигателя — 2600-2800 КВт
  • Объем кузова: 198 м3.
  • Габариты (Длина/Высота/Ширина/Колесная база): 15,6/ 8,29/ 9,7/ 6,55 метров.

Mazda CX-5 I (с 2011 по 2015)

3 место — Liebherr T284

Один из самых технологичных и экономичных самосвалов в мире разработан немецкими инженерами в 2007 году. Машина получилась одной из самых мощных в нашем обзоре — 20-цилиндровый дизель MTU развивает больше 4000 лошадиных сил. При этом, машина имеет рекордно малый собственный вес — всего 237 тонн. На борт же «немец» может взять еще 363 тонны, что обеспечивает ему полную массу со всей нагрузкой в 600 тонн. Большая мощность и малый вес обеспечивают этому самосвалу неплохую экономичность и цену в 7 миллионов долларов. Любопытно, что марка предлагает сразу 3 разных двигателя на выбор, что не слишком характерно для такой огромной машины. Мощность от дизель-генератора также передается по проводам на мотор-колеса. Это значит, что автомобиль имеет полный привод и способен развивать предельные 64 км/ч.

2 КАМАЗ 65115

Надежность и неприхотливость Страна: Россия Средняя цена: 3 988 400 руб. Рейтинг (2019): 4.8

Отечественный крупнотоннажный самосвал КАМАЗ 65115 хорошо известен в России. Не так давно модель подверглась рестайлингу, что положительно отразилось на внешности и технических параметрах. Российские грузовики ценятся за надежность и неприхотливость, с ними не возникает проблем при обслуживании и ремонте. Модель укомплектована экономичным дизельным двигателем Cummins 6ISBe, который обладает мощностью 300 л. с. После обновления снаряженная масса грузовика уменьшилась до 10 т, а грузоподъемность возросла до 15 т. Машина работает на старой платформе с колесной формулой 6х4. Техника отлично себя зарекомендовала в сложных условиях эксплуатации, она не боится перегруза (до 17-18 т).

Профессиональные водители в отзывах лестно высказываются о надежности и неприхотливости самосвала КАМАЗ 65115. Перед началом эксплуатации механики советуют проверить смазку в ходовой части, подтянуть болты и гайки в ответственных узлах.

Cat 789D

Следующее место в списке промышленных внедорожников занимает модель эксплуатационной массой 324319 кг.
Грузоподъемность карьерного самосвала Cat 789D достигает 181 тонны. Машина комплектуется промышленным двигателем Cat
3516C HD. Мощный силовой агрегат способен работать в тяжелых условиях. Преимущества модели дополняет эффективная
тормозная система, обеспечивающая безопасное передвижение тяжелой спецтехники.

Вес самосвального кузова Cat 789D отличается в зависимости от варианта исполнения. Помимо стандартного двускатного
производитель выпускает и специальное оборудование. Для горных моделей также доступно кузовное оснащение усиленной
конструкции, модификация без заднего борта и другие индивидуальные решения. Caterpillar комплектует карьерную
технику интегрированными системами контроля и безопасности собственной разработки.

БелАЗ 75710


В конце августа 2013 года БелАЗ представил своего нового лидера — карьерный самосвал БелАЗ 75710 с рекордной грузоподъемностью 450 тонн.

За всю историю завода было разработано более 600 модификаций карьерных самосвалов. Сейчас БелАЗ активно расширяет свой рынок сбыта, ведя агрессивную маркетинговую политику в Австралии, Филиппинах, Индонезии — странах, где только разворачивается добыча полезных ископаемых карьерным методом.

Какие технические решения делают БелАЗ 75710 единственным в своем классе?

  • Схема управления. С двускатной ошиновкой этих гигантских грузовиков говорить о традиционной схеме, когда поворот машины происходит за счет поворота передних колес не приходиться. Потому стали работать со схемой: поворотные передние и задние мосты. Конструкторы применили подшипники, которые стоят в поворотных устройствах экскаваторов: два таких подшипника стоит на переднем, два на заднем мосте. Для больших радиусов поворота работает только передний мост, а при стесненных условиях поворота подключается и задний.
  • Основной несущий элемент — шины. Высота одного такого колеса — 4 метра. Весит одна такая шина 5,5 тонн. Стоит около 40 тысяч долларов, всего их восемь.
  • Автопилот. Этому самосвалу достаточно проехать по дороге один раз, чтобы умная машина запомнила маршрут и обратный путь проделала без участия человека.

Технические характеристики:

  • Грузоподъемность — 450 тонн. Полный вес загруженной машины — 810 тонн.
  • Два дизельных двигателя MTU DD16 V4000 (по 16 цилиндров) крутят два генератора, а от них ток подается на четыре задних мотор-колеса. Пустой самосвал идет на одном двигателе. Общая вырабатываемая мощность — 3430КВт.
  • Объем кузова: 269 м3.
  • Габариты (Длина/Высота/Ширина/Колесная база): 20,6/ 8,17/ 9,75/ 8,00.

Liebherr T282B

Главным конкурентом машины БелАЗ-75710 является карьерный грузовик Liebherr T282B, который тоже значится в списке «Самые большие самосвалы». Суперавтомобиль Liebherr T282B назвали «восьмым чудом света» в 2004 году на премьерном показе в Германии. В то время новая машина произвела фурор невиданным ранее соотношением собственного веса и объема груза, который самосвал мог перевезти. По этому показателю автомобиль вышел на первое место и занимал почетную позицию до появления БелАЗа-75710 в 2013 году. Мировой рейтинг под названием «Самые большие самосвалы» регулярно обновляется. Однако еще не созданы машины, которые могли бы опередить БелАЗ-75710 и Liebherr T282B. Но, поскольку прогресс не стоит на месте, стоит ожидать в недалеком будущем появления новых шедевров инженерной мысли на поприще карьерных разработок.

Итак, уже определено, что самый большой самосвал после белорусского гиганта — это немецкий конкурент. Силовая установка Liebherr T282B представляет собой классическую комбинацию параметров карьерных самосвалов: дизельный генератор — преобразователь — электромотор. 20-тицилиндровый дизельный двигатель в паре с генератором переменного тока находится над передними колесами, тяговые электромоторы вмонтированы в задний мост. Тормоза комбинированные. На каждом колесе установлены резисторные гасители энергии. В помощь этим тормозам есть по два диска на задних колесах и по одному на передних. Все приводы дисковых тормозов гидравлические.

1 место — БелАЗ-75710

Самый большой и выносливый из ныне действующих карьерных самосвалов способен взять на борт до 450 тонн груза. При этом, сам белорусский гигант, выпущенный в 2013 году к 65-летию завода БелАЗ, весит лишь 360 тонн. Кстати, спустя год после выпуска в качестве эксперимента этот БелАЗ смог взять на борт больше 500 тонн породы, но это только в рамках заводских испытаний. Чтобы перевозить такой неимоверный вес, машине понадобились два огромных немецких дизеля MTU. Любопытно, что эти моторы выпускает компания, основанная в 1909 году человеком, чья фамилия стала синонимом роскоши в автомобильном мире — Вильгельмом Майбахом. Каждый из этих дизелей развивает по 2330 лошадиных сил, вместе они вырабатывают ток для двух тяговых генераторов Siemens, которые в свою очередь передают ток на 4 мотор-колеса. Цена каждого такого грузовика превышает 10 миллионов долларов — неплохо за максимальные 67 км/ч и расход топлива в 1300 литров на 100 километров пути?

БелАЗ-75601


БелАЗ-75601 — еще один мастодонт от Белорусского автозавода.

Особенности конструкции:

Трансмиссия — электромеханическая.
Бортовой компьютер, который отслеживает малейшие изменения в работе машины.
Повышенное внимание уделяется комфорту водителя: кондиционер, калорифер, регулировка руля по высоте.
Безопасность машины: система видеонаблюдения, автоматическое пожаротушение, контроль шинного давления

Технические характеристики.

  • Грузоподъемность — 360 тонн. Полный вес загруженной машины — 610 тонн.
  • Двигатель дизельный: Модель MTU 20V4000 с газотурбинным наддувом. Мощность двигателя —2800 кВт (3750 л.с.)
  • Объем кузова: 218 м3.
  • Габариты (Длина/Высота/Ширина/Колесная база): 14.9/ 7,47/ 9,6/ 6,8 м.

Автопоезда (карьерный тягач+полуприцеп)

Компании Terex и Rimpull предлагают на рынке автопоезда — полуприцеп с донной разгрузкой в составе с карьерным тягачом. Такие самосвалы целесообразно применять в комплексе со специальными разгрузочными механизмами. Подобная схема опорожнения кузова используется на карьерных 180-, 200- и 330-тонных самосвалах Kress. Необходимо заметить, что подобную схему разгрузки широко применяли на Западе в угольных разрезах в 1950-1970-х годах. Вместо самосвалов использовали высокопроизводительные самоходные скреперы, которые загружали в карьере и перегружали на эстакадах горную массу в конвейерные транспортеры или в кузова землевозов, отвозивших ее на склад. Большинство землевозов в то время представляли собой двухосный трактор-тягач или одноосный тягач скрепер в составе с прицепом-кузовом ковшовой формы. Эту схему сейчас не используют по причине высоких затрат на содержание парка инфраструктуры (в среднем расходы увеличиваются на 22…83%).

1 место. БелАЗ 75710

Фото: bestbelarus.by

Ультратяжёлый грузовик появился в 2013 году. Его производителем стал Белорусский автозавод, являющийся крупнейшим в Европе и выпускающий самую большую карьерную технику в СНГ. В январе 2014 г. БелАЗ 75710 установил рекорд Гиннесса, взяв на борт 503,5 т породы. Первые машины отправились российскому заказчику – холдингу “Сибирский деловой союз”. Характеристики гиганта:

  • длина, м – 20,6;
  • высота, м – 8,16;
  • ширина, м – 9,87 м;
  • масса, т – 360;
  • грузоподъёмность, т – 410.

Фото: belaz.by

БелАЗ 7510 оснащён дизельной силовой установкой из 2 двигателей MTU DD 16V4000 с турбонаддувом общей мощностью 4 600 л.с. (в 6 раз мощнее “Формулы 1”). Они питают приводные электромоторы трансмиссии. Максимально возможная скорость – 64 км/ч.

Фото: belaz.by

В продолжение статьи короткое интересное видео: «Самый большой САМОСВАЛ Komatsu 930E гонится за легковушкой»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий