Как убрать сколы на автомобиле

Содержание

Что требуется для ремонта сколов?


Рисо­валь­ные кисточ­ки с ост­рым кон­чи­ком луч­ше под­хо­дят для запол­не­ния ско­лов крас­кой, чем кисточ­ка, при­креп­лён­ная к проб­ке фла­ко­на.

Кисточ­ки, постав­ля­е­мые с фла­ко­ном для крас­ки, исполь­зу­е­мой для под­кра­ши­ва­ния, обыч­но изго­тав­ли­ва­ют­ся из пла­сти­ка. Они не впи­ты­ва­ют и не удер­жи­ва­ют нор­маль­но крас­ку и «захва­ты­ва­ют» боль­шую пло­щадь при нане­се­нии крас­ки, поэто­му неудоб­ны при ремон­те малень­ких ско­лов. Луч­ше купить малень­кую кисточ­ку для рисо­ва­ния с нату­раль­ной щети­ной и тон­ким кон­чи­ком. Это облег­чит зада­чу закрас­ки ско­лов, так как даёт луч­ший кон­троль. Кон­чик кисточ­ки дол­жен иметь фор­му в виде V, что­бы удер­жи­вать кап­лю крас­ки. Кисточ­ки мож­но купить раз­ных раз­ме­ров от самой малень­кой, до 5 мм. Они при­го­дят­ся для запол­не­ния крас­кой ско­лов раз­но­го раз­ме­ра.


Шли­фо­валь­ная бума­га P600/P800, накле­ен­ная на сти­ра­тель­ную резин­ку каран­да­ша для удоб­ства обра­бот­ки кра­ёв ско­ла боль­шо­го раз­ме­ра.

  • Для под­го­тов­ки ско­лов сред­не­го и боль­шо­го раз­ме­ра к ремон­ту и для сгла­жи­ва­ния крас­ки, кото­рой запол­нен скол, нуж­но при­го­то­вить шли­фо­валь­ную бума­гу P600/P800, P2000. На сти­ра­тель­ную резин­ку, нахо­дя­щу­ю­ся на кон­це каран­да­ша мож­но при­кле­ить суперк­ле­ем шли­фо­валь­ную бума­гу P600 или P800 (мож­но выре­зать или сде­лать при помо­щи дыро­ко­ла). Таким мини шли­фо­валь­ным бло­ком будет удоб­но сгла­дить края у ско­лов сред­не­го и боль­шо­го раз­ме­ра и, при необ­хо­ди­мо­сти, счи­стить ржав­чи­ну внут­ри ско­ла. Для вырав­ни­ва­ния высох­шей крас­ки после запол­не­ния ско­ла мож­но исполь­зо­вать шли­фо­валь­ную бума­гу P2000, обёр­ну­тую вокруг школь­но­го ласти­ка.
  • Абра­зив­ная поли­ро­валь­ная пас­та для вос­ста­нов­ле­ния блес­ка, в слу­чае, если реши­ли при­ме­нить вырав­ни­ва­ние излиш­ков крас­ки шли­фо­ва­ни­ем.

Что будет, если купить залоговый автомобиль

Если заемщик перестает погашать кредит, банк обращается в суд, чтобы изъять залоговое имущество. И их не волнует, что у автомобиля новый владелец, который даже не знал о кредите.

Если Вы приобрели залоговый автомобиль, то есть несколько вариантов развития событий:

  • предыдущий владелец – честный человек, который погасит кредит с помощью денег, вырученных с продажи авто;
  • Вы сможете доказать суду свою добросовестность: банк лишиться залогового права, а возвращения кредитных денег будут требовать только с мошенника;
  • Вы не сможете доказать, что обращались в залоговый реестр, и суд признает Вас недобросовестным покупателем, а автомобиль перейдет банку.

Изменения в законодательстве

С 1 июля 2014 года изменилась 352 статья ГК РФ. Теперь после продажи с автомобиля снимается обременение, если покупатель признается добросовестным. Это значит, что он не имел возможности узнать о залоговом договоре на приобретаемое имущество. Чтобы доказать свою добросовестность, необходимо предоставить суду заверенную у нотариуса выписку из залогового реестра. Если на момент приобретения машины, обременение на нее не было зарегистрировано в реестре, то покупатель признается добросовестным и имеет право продолжить пользоваться автомобилем.

Однако не все так просто. Если машину купили до 01.07.2014, до начала действия правок, то банк все еще будет иметь право на изъятие залога. Как бы это не было несправедливо, честный покупатель останется без машины. В таком случае остается только подавать иск на предыдущего владельца и требовать компенсации. Деньги можно вернуть через суд. Именно для этого в договоре купли-продажи нужно указывать настоящую стоимость.

В каких ситуациях автомобиль не изымают

Победу в суде гарантируют следующие три условия, каждое из которых должно быть выполнено:

  • сделка осуществлялась после 1 июля 2014 года;
  • нет доказательств, свидетельствующих, что покупатель знал об обременении;
  • в день покупки была получена и заверена у нотариуса выписка из реестра залогов, свидетельствующая о чистоте автомобиля.

Также есть некоторые обстоятельства, которые ускорят и упростят победу в суде:

  • в ДКП указано, что автомобиль не находится в залоге;
  • у нового владельца есть оригинал ПТС;
  • банк не предоставил в реестр информацию или предоставил ее только после момента перепродажи;
  • ни один пункт договора купли-продажи не противоречит законодательству РФ;

В каких ситуациях автомобиль изымают

Теперь разберем обратные условия, выделив некоторые нюансы. Суд постановит передать автомобиль банку при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • авто перепродано до вступления в силу правок в Гражданский кодекс, до 01.07.2014;
  • банк или старый владелец автомобиля предоставил доказательства того, что покупатель знал о залоговом обременении;
  • новый владелец либо не предоставил выписку из реестра залогового имущества, либо предоставил незаверенный документ, либо предоставил документ, заверенный нотариусом, не имевшего лицензию на момент оказания услуги.

Также есть условия, которые усложнят ведение судебного дела, даже если ни один из вышеперечисленных пунктов не выполнен:

  • все экземпляры договора купли-продажи утеряны;
  • в договоре не указано, что на автомобиле нет обременений;
  • покупатель имеет только дубликат ПТС, еще хуже, если авто продавалось по дубликату;
  • нет информации о дате предоставления реестру информации об обременении на данный автомобиль;
  • некоторые части договора купли-продажи признаются недействительными (чем больше, тем хуже).

Каким зарядным устройством нужно заряжать AGM

Серьезные дефекты покрытия

В некоторых случаях сколами могут называть и значительные повреждения покрытия кузова. Речь идет об отшелушивании большого количества краски, появлении незащищенного металла либо развития коррозии. Обойтись обычной полировкой или карандашом для удаления царапин на кузове уже не удастся.

Для ремонта таких сколов необходимо найти следующее:

  • шпатлевка акриловая;
  • лак;
  • краска;
  • грунтовка;
  • шлифовальная шкурка P150, P240, P400, P600.

Сначала необходимо применить наждачную бумагу, чтобы очистить поврежденный участок до металла либо того слоя, где заканчивается скол. В итоге вы должны получить ровную поверхность.

Начинать шлифование надо с применения шкурки зернистостью P150. Для того чтобы затереть краску вокруг повреждения используем наждачную бумагу P240. Затем наступает время применения шпаклевки (надо нанести минимальное количество материала на акриловой основе). После того как шпаклевка высохнет, готовим поверхность к нанесению грунтовки, используя шкурку P400. Затем шлифуем поверхность всего капота, воспользовавшись наждачкой P600. Наносим грунтовку и повторно применяем бумагу P600, предварительно смочив её в воде. Лишь после этого можно наносить краску и лак.

Несомненно, удалить сколы таким способом гораздо сложнее, да и денег нужно больше. Однако это решение может быть единственным выходом из ситуации, когда появилось очень много повреждений ЛКП капота или же они очень глубокие.

10 пород собак, которым не нужно много места

От судьбы не уйдёшь: 30 фотографий людей, которым не повезло

Если скол достал до металла или до грунтовки

Так как убрать скол на капоте авто (фото процедуры представлены в обзоре) не так уж и просто, стоит заранее подготовиться. Стоит учесть, что процесс сам по себе достаточно трудоемкий и требует много времени. Положительного эффекта можно добиться только в теплое время года. Если же неприятность случилась зимой, то устранять скол либо царапину стоит в хорошо отапливаемом гараже либо в специальном боксе.

В целом же для работы требуется:

  1. Автоэмаль. Продается она в баллончиках либо во флаконах наподобие женского лака. Приобрести автоэмаль можно в специализированном магазине, который занимается продажей запчастей для авто. Здесь есть шанс подобрать покрытие, которое идеально подойдет к оттенку кузова. Выбирать автоэмаль рекомендуется в светлое время суток. Для сравнения палитру стоит вынести на улицу и сравнить с оттенком транспортного средства.
  2. Грунтовка. Данный состав требуется только при наличии очень глубоких сколов, через которые заметен металл.
  3. Лак. Сделать поверхность идеально ровной без этого средства будет достаточно сложно. Поэтому лак следует приобрести обязательно.
  4. Спички и кисточка.
  5. Малярный скотч. Ширина полоски должна составлять не менее 3 см.
  6. Материалы, предназначенный для полировки. В данном случае стоит использовать шлифовальную бумагу, войлок. Также стоит заранее приобрести полироль.

Mercedes-AMG CLS 53

Похожие отзывы

Если поврежден слой базовой краски

Как убрать сколы на капоте на краске металлик и на цветном покрытии? Каждый специалист предлагает свой метод борьбы с повреждениями на капоте. В некоторых случаях, когда скол затронул только базовый слой краски, не достав при этом до грунтовки, можно использовать обычную автоэмаль. Ее стоит подбирать в соответствии с цветом кузова.

Ее просто накладывают в образовавшееся углубление при помощи деревянной зубочистки либо спички. Когда автоэмаль полностью высохнет, обработанный участок рекомендуют прошлифовать, покрыть аккуратно лаком, а затем отполировать. Это позволит полностью скрыть скол. Обработанный участок не будет выделяться на капоте.

Rajah Kazwa

Если скол достал до металла или до грунтовки

Так как убрать скол на капоте авто (фото процедуры представлены в обзоре) не так уж и просто, стоит заранее подготовиться. Стоит учесть, что процесс сам по себе достаточно трудоемкий и требует много времени. Положительного эффекта можно добиться только в теплое время года. Если же неприятность случилась зимой, то устранять скол либо царапину стоит в хорошо отапливаемом гараже либо в специальном боксе.

В целом же для работы требуется:

  1. Автоэмаль. Продается она в баллончиках либо во флаконах наподобие женского лака. Приобрести автоэмаль можно в специализированном магазине, который занимается продажей запчастей для авто. Здесь есть шанс подобрать покрытие, которое идеально подойдет к оттенку кузова. Выбирать автоэмаль рекомендуется в светлое время суток. Для сравнения палитру стоит вынести на улицу и сравнить с оттенком транспортного средства.
  2. Грунтовка. Данный состав требуется только при наличии очень глубоких сколов, через которые заметен металл.
  3. Лак. Сделать поверхность идеально ровной без этого средства будет достаточно сложно. Поэтому лак следует приобрести обязательно.
  4. Спички и кисточка.
  5. Малярный скотч. Ширина полоски должна составлять не менее 3 см.
  6. Материалы, предназначенный для полировки. В данном случае стоит использовать шлифовальную бумагу, войлок. Также стоит заранее приобрести полироль.

Избавление от глубоких серьёзных дефектов

Если мелкие детали не требуют скрупулёзного подхода, то с более глубокими сколами всё обстоит гораздо сложнее. Для того чтобы избавиться от серьёзных повреждений, необходимо:

  • вымыть транспортное средство с применением специальных автошампуней. Наиболее тщательно следует обработать те участки кузова, где есть проблемы. Конечно, если есть Кёрхер, не стоит пренебрегать его использованием;
  • дать высохнуть очищенному от разного рода загрязнений автомобилю;
  • оценить характер всех имеющихся сколов и повреждений;
  • на участках капота, где откололась краска, но осталась грунтовка, применить специальную полировочную пасту. Затем следует оставить обработанный дефект на 20 минут и после этого с помощью войлока отполировать его. На этом этапе можно считать завершённой черновую полировку. Следующий шаг заключается в необходимости обработать повреждение полиролем и наглянцевать войлоком. Такой способ помогает скрыть от глаз даже глубокие трещины;
  • на участках с отколовшейся краской и грунтовкой все трещины и зазоры нужно скрыть под слоем новой наносимой краски, которая идентична цвету авто. После высыхания должен быть нанесён следующий слой из абразивной пасты, после которой авто должно постоять около 20 минут. Все обработанные дефекты должны быть отполированы. Результирующим покрытием должен стать тонкий слой полироля, после которого нужно вновь проводить полировку.

Как защитить капот от сколов?

Для того, чтобы предупредить возникновение сколов на лакокрасочном покрытии автомобиля необходимо:

  • Наносить периодически на капот защитный полироль, который создаст на поверхности машины пленку. Тефлоновый полироль защищает лакокрасочное покрытие до трех месяцев, эпоксидный – до 12, нанополирование кузова защитит от сколов на срок до трех лет.
  • Кроме защитной полироли можно использовать и жидкое стекло, которое предупреждает возникновение сколов на срок до 38 месяцев. После нанесения и высыхания средства необходимо поверхность отполировать при помощи мягкого текстиля.
  • Еще одним способом защиты капота является использование тканевого или кожаного чехла,
  • Защитить от сколов может и антигравийная пленка, которой можно обклеить детали машины, кроме того она может выступать и элементом декора кузова.

Ремонт повреждений на кузове

Итак, что необходимо знать, начиная ремонт сколов на автомобиле? Как правильно сделать его? Мероприятие производится следующими основными методами:

  • реконструкция сколов на автомобиле своими руками может осуществляться полировкой поврежденного участка кузова;
  • удаление единичных сколов кузова автомобиля дешевле выполнять с использованием ремонтных тюбиков краски и лака;
  • убирать повреждения с большой площади можно после общей грунтовки всей панели.

После нанесения общего слоя грунтовки необходимо обработать и отполировать весь подкрашенный элемент кузова. В некоторых случаях лучше поменять эту деталь полностью.


От мелких поверхностных царапин спасет простая полировка со специальной пастой

Как устранить сколы? Если они очень мелкие, можно воспользоваться специальным карандашом. Он создан на основе полироли или воска, обладает подкрашивающим эффектом. Удалять царапину, которую еще называют паутинкой, нужно начинать с обработки поверхности вокруг нее. Чистым бензином или растворителем убирается вся грязь с поверхности повреждения и рядом с ним.

После высыхания состава требуется провести по царапине карандашом. Заделанный участок должен хорошо просохнуть.


Неглубокие сколы или сеть трещинок можно заполнитьспециальным карандашом после предваоительной очистки поверхности обезжиривающим составом

Как закрашиваются сколы своими руками? Широкие повреждения до металла нужно маскировать родной краской. В автомагазинах приобретается для этих целей специальный ремонтный комплект, в который входит флакон с эмалью. Для работы нужно приготовить:

  • тонкую кисточку или заточенную спичку;
  • обезжириватель;
  • антикоррозийный грунт;
  • эмаль;
  • лак.

Сначала место повреждения тщательно обрабатывается обезжиривателем, в качестве которого можно использовать уайт-спирит. После его высыхания накладывается грунт On-Rust. Он позволит эмали крепко схватиться с кузовом.

Каждый из них обязательно просушивается. Последняя операция — шлифовка шкуркой с очень мелким зерном и полировка специальными пастами. Все работы по удалению сколов на кузове автомобиля рекомендуется проводить в закрытом помещении во избежание попадания пыли на ремонтируемую поверхность.

Даже самый мелкий ремонт сколов на кузове автомобиля своими руками не обходится без обновления пластиковых деталей. В этих случаях место повреждения обезжиривается, закрашивается и полируется таким же образом, что и на металле. Как закрасить сколы на машине цвета металлик? Вновь нанесенный состав обычно бывает ярче старого покрытия. В этом случае можно покрыть ремонтируемое место акриловым лаком.


Если после высыхания цвет новой краски ярче покрытия, нанесите акриловый лак

А как производится подкраска сколов на автомобиле в холодное зимнее время? Этот вопрос может возникнуть у многих владельцев авто. В эту пору невозможно выполнить все операции по окраске. Поэтому можно лишь посоветовать покрыть повреждение составом «Мовиль». Он законсервирует скол или царапину до наступления тепла. Летом его можно просто смыть соляркой или уайт-спиритом.

Она за счет своей полной прозрачности не меняет цвета машины. Легче, быстрее и дешевле поменять только пленку, чем ремонтировать лакокрасочный слой и проводить полноценное устранение сколов.

Как нельзя ремонтировать сколы?

В Интернете достаточно информации, которую брать на вооружение не стоит. Например, крупная ошибка – шкурить скол и место вокруг него. Последствия такого шага настолько критичны, что исправить их собственными силами вряд ли получится.

Что еще нельзя делать, так это распределять краску по сколу после паузы в 4-5 секунд. Аналогичное правило актуально и при работе с лаком. Впрочем, техника нанесения лакокрасочных материалов на скол также имеет значение. Ниже мы подробно обсудим, но не думайте, что кисточка, идущая в комплекте, предназначена для устранения повреждений любых размеров.

Виды ремонта

Кузов машины обеспечивает безопасность и комфорт. Его повреждения могут быть не только из-за аварии, но и как результат неправильной эксплуатации. Также погодные условия становятся причиной повреждений, например, град, из-за которого остаются отметины.

В результате внешний вид ТС теряет привлекательность, нуждается в восстановлении. Ремонтные работы подразделяются на два вида:

локальный (мелкий ремонт кузова);

комплексный.

Локальный ремонт имеет ряд преимуществ:

  1. Экономия средств и времени.

  2. Сохраняется заводское покрытие.

  3. Стоимость машины не меняется, так как не было дополнительных восстановительных работ.

  4. Герметичность не нарушается.

  5. Ремонт проводится в быстрый срок.

Удаление разного рода повреждений на бампере, капоте, крыле или двери машины не требуют демонтажа деталей, полной окраски всего элемента, арматурных работ. Ремонтируют только повреждённый участок.

А вот при комплексном ремонте полностью восстанавливается геометрия – узнать детально, как проводится капитальный кузовной ремонт http://borauto-tambov.ru/auto-body-shops/.

Экстерьер Toyota Prado 2018

Дизайн Honda Civic 2017-2018 модельного года

Внешне хэтчбек в передней части кузова полностью повторяет седан. Он имеет спортивный и динамичный вид. Автомобиль оснащен светодиодными фарами головного освещения стильной зауженной формы, спортивной решеткой радиатора и передним бампером с массивным воздухозаборником.

Civic 2017-2018, вид сбоку

В целом, благодаря более компактным размерам и силуэту кузова, хэтчбек выглядит более спортивным, нежели соплатформенный седан. В задней части Цивик украшен фонарями оригинальной формы и двумя спойлерами, придающими ему еще более агрессивный внешний вид. Задний бампер дополнен воздухозаборниками и двумя выхлопными трубами с хромированными накладками.

Honda Civic 2017-2018, вид сзади

Новая Хонда Цивик 2020 для России: фото, цена

Откуда на лакокрасочном покрытии берутся сколы

Появляющиеся сколы на авто становятся причинами интенсивной эксплуатации автомобиля, езды по некачественному дорожному покрытию.

Эти кузовные повреждения лакокрасочного покрытия могут появляться после незначительных ДТП и приводят к негативным последствиям, к основным из которых можно отнести следующие:

  • снижение уровня блеска защитного лакокрасочного покрытия и потеря внешнего вида автомобиля;
  • под воздействием вибрации происходит увеличение трещин, что расширяет зону требуемого ремонта;
  • большие сколы приводят к запуску процесса окисления металла и коррозийному поражению металла.

Распространение коррозийного повреждения приводит к истончению металла и значительному изменение геометрии кузова.

Нокиан Нордман 1

Как отличить оригинал от подделки?

Дополнения

Какие автодиски легче: кованые или литые

Добавьте отзыв о шине

Видео тест-драйв Toyota Prado 2018 (новая модель)

Общие сведения. Виды сколов

Большинство сколов на лакокрасочном покрытии образуются в результате попадания камней из-под колес автомобиля. Есть вариант получения сколов на капоте при падении каких-то предметов, например града.

Первая группа сколов довольно легко поддается устранению, причем практически без следов. Для этого используются специальные красящие составы, которые способы воссоздать первоначальный облик даже, если весь капот был в мелких сколах. Тут главное подобрать точный оттенок. Узнать его можно по информации о номере краски под капотом или на консультации с продавцом в магазине, для точного определения краски в последнем случае лучше захватить с собой крышку от бензобака.

Как правильно закрасить скол на капоте или бампере?

В самостоятельном подходе важно различать понятия идеально и незаметно. Ремонтируя сколы собственными силами, особенно в первый раз, необходимо понимать, что идеального результата достичь практически невозможно

А вот культурно выполненный ряд несложных мероприятий особо не заметен даже для профессионала из страховой компании.

Теория закрашивания повреждений у каждого своя. Традиционная технология покраски кузова базируется на трёх этапах: грунтовка, покраска и нанесение лака. По итогам сушки производится полировка абразивными составами. Однако такой подход не уместен для мелких сколов, которые и являются предметом сегодняшнего разговора.

Эталоном самостоятельного подхода можно считать следующую инструкцию:

  • Обезжирить повреждение. Для удобной работы лучше запастись ватными палочками. В качестве обезжиривателя допускается использовать жидкость для снятия лака с ногтей (ацетон и ему подобные).
  • Нанести каплю краски. Сложность этого этапа в том, что необходимо правильно, порой интуитивно, рассчитать необходимое количество краски. Нельзя ни дозаполнить, ни переполнить сколотую раковину. Переполнение опасно тем, что от большой капли образуется потек. При недостаточном количестве материала не получится закрыть скол заподлицо с основным ЛКП. Стремиться стоит к тому, чтобы подсохшая краска полностью повторяла геометрию повреждения, но по глубине не занимала более половины.
  • Просушить. Перед нанесением лака достаточно выдержать паузу в 25-30 минут при температуре +25°C.
  • Покрыть повреждение лаком. Собственно, тактика обработки скола аналогична технике работы с краской. Единственное замечание состоит в том, что капля лака должна закрыть дефектное место заподлицо с основным ЛКП. Исходя из этого и стоит рассчитывать объем наносимого материала.
  • Просушить 5-7 дней и отполировать. Абразивная полировка требует определенной сноровки и не дает права на ошибку. Поэтому, в качестве домашней версии можно рассмотреть полировку кузова воском, технику, пусть и не такую эффективную, но определенно безопасную для ЛКП автомобиля.

Избавление от неглубоких сколов

Если автомобилист не знает, как заделать трещины и царапины, которые могут быть нейтрализованы без покраски, он может обратиться в любой автомагазин. Приобретение тонирующего карандаша позволяет скрыть сколы, образованные на капоте и затрагивающие верхний слой краски. Приобретать тонирующий карандаш следует согласно одному условию — его цвет должен соответствовать цветовой гамме самого автомобиля. Чтобы не ошибиться в выборе, стоит открыть крышку капота и ознакомиться с информацией, заключённой в таблицу. В случае отсутствия данных можно снять люк с бензобака, что позволит сделать приобретение более точным и правильным.

После того как сколы на капоте будут убраны (повреждённая поверхность машины будет обработана карандашом), подвергнутую улучшению часть капота необходимо в обязательном порядке покрыть специальным защитным полиролем. Если этого не сделать — тонирующий карандаш не скроет царапин и трещин, автовладелец потратит деньги и время впустую.

Виды повреждений

Разнообразные сколы на капоте образуются в результате попадания камней из-под колес. Сильный град тоже способен повредить лакокрасочное покрытие поверхности капота.

Появившиеся дефекты подразделяются на группы:

  1. Поверхностные неглубокие сколы, когда повреждается верхний слой покрытия.
  2. Трещины. При глубоких царапинах удаляются все слои краски и просматривается грунтовка.
  3. Глубокие повреждения, при которых страдают все слои покрытия, обнажая металлическую основу.
  4. Запущенные застарелые сколы. К этой группе относятся значительные повреждения, которые не были обнаружены в течение долгого времени, и в результате которых на металле появляются следы коррозии.

https://youtube.com/watch?v=TviJK-6XnRk

Заключение

Все вышеописанные способы помогают автомобилисту без обращения к квалифицированным специалистам аккуратно обработать капот и кузов автомобиля, вернув ему прежний приглядный вид. Стоит отметить, что приведённые методы проверены тысячами людей, которые на практике устраняли дефекты, появляющиеся на лакокрасочном покрытии кузова.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий