Первый серийный российский электромобиль

Внешний дизайн

С первого взгляда на El Lada становится понятно, что свое внешнее оформление кузова модель получила от Lada Kalina. Большинство деталей внешнего оформления кузова и салона остались без изменений, но есть и некоторые отличия.

Типы кузова

Электрокар отличается от бензинового аналога наличием шильдика с логотипом «El Lada» на багажной двери, а также передним бампером, который достался ему от Kalina Sport. Остальные детали кузова осталось таким же относительно устаревшими, как и у Калины.

Цветовая гамма

Так как экземпляров El lada сошло с конвейера крайне мало, цветовое разнообразие автомобиля практически отсутствует. Чаще всего машину можно увидеть в белом или светло зеленом цветовом решении.

На сколько хватает заряда?

Официальный запас хода на одной зарядке у El Lada равен 150 км, и в определённых условиях (плюсовая температура, спокойный стиль езды) эта цифра подтверждается. Но если температура падает хотя бы до -5, ёмкость батарей заметно снижается, что сокращает пробег примерно до 100 км. А если при этом включены дополнительные потребители тока — электроотопитель (что логично), обогрев лобового и заднего стёкол, подогрев передних сидений, магнитола — то запас хода и вовсе падает до 40-50, в лучшем случае 70 километров.

Но не всё так плохо. Сергею, сотруднику автосалона, посчастливилось ездить на El Lada в течение месяца. Он взял машину в пользование в конце ноября 2014 года, когда температура за бортом не поднималась выше 4 градусов. Его ежедневный маршрут включает поездку на работу и с работы, заезд в детский садик, визит к бабушке. По дороге встречаются подъёмы порядка 7%. За день «Эл Лада» должна была пробегать не менее 70 км, причем половину этой дистанции — в темноте со включенными фарами и отопителем, работающим на полную мощность. Вот что рассказывает Сергей (авторский стиль сохранён).

В режиме «стандарт-комфорт» симулировалось вождение электромобиля дедушкой под 70, который в силу своих почтенных лет спасается от простуды подогревом сидений и отеплителем салона, а также чтит правила ПДД, обязывающие включать ближний свет фар при движении днем. Запасенных ватт хватило на 80 км.

И наконец, экономный вариант позволит не только проехать 120 км по городу за 50 рублей, но и насладиться неторопливо меняющимися видами из окна авто на удивительные варианты выживания природы в среде городского бетона и людского равнодушия.

В целом проведя 30 дней со своим объектом исследования, я не знал проблем и неудобств. Ночью заряжал машину в гараже от розетки, днем игрался с возможностями сэкономить до предела. В общем, время я провел необычно, весело и недорого. Стоимость киловатта из домашней розетки в Пятигорске составляет 3,44 руб., а в «баки» входит 14 кВт за раз. Просто песня».

Электросхемы различных частей автомобиля, которые чаще всего востребованы

Часто встречаются ситуации, когда на общей схеме не видно распиновки небольших узлов автомобиля. Для это предназначены отдельные графические изображения каждого, например дверей, противотуманок и т. д.

Цоколевка проводов левой двери водителя

1 — вывод к заднему жгуту: 2 — вывод на подключение громкоговорителя; 3 — устройство, запирающее двери; 4 — переключатель регулятора двери; 5, 7 — подача напряжения на жгуты проводов переключателей; 6, 8 — колодка пучка проводов блока переключателей; 9 -питание редуктора устройства для опускания и подъема стекол.

Цоколевка проводов передней двери пассажира

1 — выход к заднему жгуту проводов;  2 — вывод к правому динамику; 3 — привод запирающего устройства двери; 4 — электродвигатель устройства для подъема и опускания стекол; 5 —  пучок проводов клеммы блока управления стеклоподъемника; 6 — клавиша переключателя стеклоподъемника; 7 — редуктор устройства подъема стекла.

Разводка выводов задних дверей

Цоколевка на задних дверях один в один и имеет два вывода. Один, ориентирован для соединения с задней «косичкой» проводов консоли. Другой нужен для подачи сигнала и питания на запирающее устройство дверей.

Цоколевка проводов двери грузового отсека и госзнака

1 — электромотор стеклоочистителя; 2 — вспомогательный стоп сигнал; 3, 4 — присоединение к заднему жгуту; 5 — мотор-редуктор блокировки привода замка дверей грузового отсека; 6 — запирающее устройство дверей грузового отсека; 7 — обогревающий элемент кормового стекла; 8 — вывод к номерному знаку; 9 — присоединение от лампы освещения к жгуту дверей багажного отделения; 10, 11 — элемент освещения госзнака.

Графические изображения подключения противотуманок

1 — предохранитель в сборочном блоке; 2 — вывод иммобилайзера; 4 — задние противотуманные фары; 4 — блок управления наружной оптикой; 5 — замок зажигания; А — к  источникам питания.

Схема разводки выводов габаритных огней

1 — светильник габаритов в блок-фаре; 2 — замок зажигания; 3 — контрольный светильник габаритов; 4 — переключатель наружного света; 5 — задняя фара; 6 — вспомогательный стоп-сигнал; 7 — подсветка номерного знака; 8 — прерыватель стоп-сигнала; 9 — предохранитель в сборочном блоке; 10 — выключатель светильников обратного хода.

Распиновка индикаторов поворота и световой сигнализации

1 — светильники индикатора поворота спереди; 2 — прерыватель звуковой сигнализации; 3 — переключатель указателей поворота; 4 — светильники указателей поворота сбоку; 5 — светильники индикатора поворота сзади; 6 — индикаторы в комбинации приборов; 7 — сборочный блок, предохранители и реле; 8 — замок зажигания; А — к регулятору оптики; В — к блоку управления противоугонкой к выводам 23 и 16; С — к источнику питания.

Электрическая схема подключения клаксона

1 — реле и предохранитель в монтажном блоке; 2 — кнопка гудка; 3 — клаксон.

Схема звукового сигнала устроена, вне зависимости от системы зажигания, другими словами гудок сработает даже если зажигание авто выключено.

Описание электросхемы мотора стеклоочистителей

1 — насос в бачке с незамерзайкой; 2 — замок зажигания; 3 — коммутатор режимов электромотора дворников; 4 — элетромоторчик стеклоочистителей; 5 — сборочный блок с предохранителями и реле; А — к источнику питания.

Обозначения в электросхеме подключения двигателя системе охлаждения

1 — электродвигатель; 2 — резистор; 3 — вспомогательное реле; 4, 8 — предохранители; 5 — электронный блок управления двигателем; 6 — реле включения двигателя; 7 — главное реле включения двигателя; В — к реле зажигания; А — к АКБ.

Описание электросхемы подключения двигателя отопителя

1 — в сборочном блоке предохранитель и реле; 2 — тумблер режимов; 3 — резистор цепи; 4 — электродвигатель отопителя; 5 — замок зажигания; А — к аккумуляторной батареи.

Полный альбом со схемами расположения электрооборудования автомобиля Лада Калина насчитывает большое количество листов. Графические изображения могут немного отличаться в зависимости от года выпуска и модели авто, а также от исполнения кузова — седан, хэтчбек. В приведенном выше обзоре показана только небольшая часть схем в ознакомительных целях. Разводка выводов отличается простотой, следовательно, каждый, кто имеет познания в электротехники без труда разберется с причиной неисправности. Кроме того, умение читать графические изображения, поможет ввести в электроцепь дополнительные устройства, например сигнализация или кондиционер.

Автоцентр ДАКАР ул. Цветочная ул., 16, корпус 3

Тест-драйв электромобиля Лада Эллада

В начале этого года в город Набережные Челны поступил первый отечественный электромобиль — Лада Эллада. Посмотрим, что же он из себя представляет.

Лада Эллада — это электромобиль в кузове Лада Калина Универсал, впервые он был представлен широкой публике в 2011 году в Москве.

На сегодняшний день в Ставропольском крае проходят дорожные испытания несколько экземпляров таких машин в качестве такси.

Характеристики Лада Эллада

  • Длина/ширина/высота, мм 4040/1700/1600

  • Тип электродвигателя: 3х-фазный, асинхронный, переменного тока

  • Мощность: 60 кВт (80 л.с.)

  • Снаряженная масса, кг 1215

  • Максимальная допустимая скорость, км/ч 140

  • Разгон до 100 км/ч, с 12

  • Запас хода, км 150

  • Время зарядки АКБ, ч: 8 (30 мин на спец. АЗС)

Внешне автомобиль не отличается от обычной Лада Калина, если не открывать лючок бензобака, где вместо привычной заправочной горловины Вы увидите электроразъем для зарядки.

Открыв капот, Вы не увидите практически ничего, все пространство закрыто защитным кожухом. Под капотом Эллады осталась штатная АКБ, как у обычной Калины, которая питает вспомогательные электроприборы (стеклоочиститель, фары и пр.) и подзаряжается при постановке автомобиля на зарядку. Также остался расширительный бачок с антифризом, но в самой системе охлаждения появился доп. насос, который работает на отопление салона.

Садясь за руль, замечаешь два основных отличия от стандартной машины:

на тоннеле пола расположен селектор выбора направления движения (вперед, назад, нейтраль)

в комбинации приборов вместо тахометра установлен амперметр

Тест-драйв Лада Эллада

Итак, поворачиваем ключ в замке зажигания и начинаем движение на электромобиле. Для старта необходимо перевести селектор направления движения вперед, отпустить тормоз и нажать на педаль газа. Первое время непривычным является ощущение тишины при движении, слышно только шорох шипованных шин и работу подвески на неровностях. Однако при торможении появляется типичное завывание, знакомое нам по поездкам в трамвае или троллейбусе. Мощность двигателя Лада Эллада составляет около 80 л.с., но, даже не смотря на возросшую массу автомобиля, он обладает неплохой тягой благодаря электродвигателю. Автомобиль охотно начинает ускорение, если работать с газом резко, то колеса срываются в пробуксовку.

Будет ли спрос на подобный автомобиль в нашей стране? Со временем, возможно, но сегодня покупку такого автомобиля можно назвать большой авантюрой. Судите сами, стоит он пока что более миллиона рублей. Заявленный запас хода 150 км, но в зимнее время он резко снижается. К примеру, во время поездки на улице было ниже -20 градусов и запас хода, судя по показаниям приборов, упал до 40 км, то есть более чем в 3 раза.

Но, если в будущем появятся спец. заправки, на которых автомобиль зарядится за 30 минут, снизится цена на сам автомобиль (хотя бы до 600-700 тыс. руб) и государство введет стимулирующие меры по покупке экологически чистых машин (отмена налогов, субсидирование, компенсация части стоимости автомобилей и пр.), то данные автомобили вполне могут замелькать на наших улицах.

Другие статьи:

  • Лада Гранта Спорт — тест-драйв — 27/02/2014
  • Лада Калина универсал — обзор — 01/12/2013
  • Обновленная Лада Приора — обзор — 27/11/2013

LADA Ellada производство и дата выхода

Машину показали в 2011 году в Москве на международном форуме по нанотехнологиям. В следующем году началось серийное производство. Разработка обошлась компании в 10 миллионов евро. В 2013 году основная часть машин была выкуплена в таксопарки Ставрополя, где они служат до сих пор. Отдельные образцы доступны и на вторичных рынках.

В 2018 году заявили о том, что разрабатывающаяся новая версия Эллады получит систему Range Extender, суть которой заключается в повышении дальности хода путём использования дополнительного мини-мотора. Он будет вращать генератор, подзаряжая батарею. Также будет применена технология «термостатирования», обеспечивающая диапазон работы электромобиля от -30ºC до +50ºC. Фото прототипа LADA Ellada с модернизацией представлено ниже.

Двигатель

Преимущества ДВС

Что дальше?

Для того чтобы работать в такси, электромобиль должен иметь номинальный запас хода в 250-300 километров, убеждён Шамиль Касымов

Он хотел бы, чтобы на АВТОВАЗе обратили на это внимание. Впрочем, АВТОВАЗе об этом наверняка знают, только вот… На 2015 года запланированы к производству всего 5-10 экземпляров El Lada, первые из которых собираются, по утверждению Бу Андерссона, по конкретному спецзаказу, а остальные будут производится, очевидно, исходя из спроса

Новые «Эл Лады» будут сделаны на базе новой «Калины» и получат кожаную отделку салона и кондиционер с электроприводом.

Итак, добавился потребитель тока (кондиционер), а возрос ли запас хода? Об этом пока ничего не сообщается. И в целом будущее «Эл Лады», как хоть сколько-нибудь серийного продукта, пока выглядит очень туманным. Тем паче, что идея инфраструктуры бесплатных зарядок в России, похоже, приказала долго жить.

А Шамиль Касымов, лично изучив несколько вариантов иностранных электромобилей, всерьёз заинтересовался Nissan Leaf, благо пошлины на ввоз электромобилей были отменены. Конечно, на стороне продукции Lada по-прежнему низкая цена и подоспевший обвал рубля… Но кризис в конечном итоге ударит по всем, а технологии электромобиля, особенно, если это штучное производство, как на АВТОВАЗе, по-прежнему не позволяют сделать этот транспорт в России доступным и для бизнеса, и частного пользования. И без выстроенной сети зарядных станций будущего нет у любого электромобиля, каким бы удачным он ни был.

Похоже, что удачный момент для «электромобилизации» юга России безвозвратно упущен. Подождём следующего?

Технические характеристики

Ранее концерн «АвтоВАЗ» уже выпускал электромобили, однако разработка не заработала должной популярности, так и оставшись в рамках существующего, но неиспользуемого концепта. Разумеется, речь идет о Ладе Элладе, которая была создана на базе Лады Калины в кузове универсал.

Как показывают данные, собранные журналистами и экспертами, беседовавшими по поводу электромобиля Lada Vesta EV с руководством концерна и конструкторами этой смелой разработки, новая версия машины на электрической тяге была разработана с учетом печального опыта провала электро-Калины.

Во-первых, по словам конструкторов, была использована другая батарея. Используемый в качестве электрического аналога «бензобака» литиево-ионный аккумулятор электромобиля Lada Vesta EV имеет значительно лучшие характеристики, чем литиево-железо-фосфатный агрегат для Эллады.

Вместо 140 километров при полном заряде (для электрической версии Калины) новая Веста сможет проехать несколько больше – 150 километров.

Кроме того, время полной зарядки аккумулятора значительно сократилось – от сети 220 вольт батарея будет полностью заряжена за 9 часов (вместо 12 часов для аккумулятора Эллады), а при наличии доступа к трехфазной сети 380 вольт зарядка займет меньше трех часов.

Стоит отметить и значительное улучшение динамических характеристик второго электромобиля от концерна «АвтоВАЗ» по сравнению с первым.

От нуля до сотни километров в час электромобиль Lada Vesta EV может разогнаться всего за 15 секунд – это приблизительно на четыре секунды меньше того результата, что показывал на тестах концепт электрической Лады Калины.

Максимальная скорость автомобиля, как и прежде, будет зависеть от используемого типа мотора (электромотор по своей конструкции значительно отличается от двигателя внутреннего сгорания). Однако эксперты считают, что мощность двигателя электромобиля Lada Vesta EV составляет порядка 90-95 лошадиных сил (что превышает показатели и двигателя электрической Калины, и бензинового восьмиклапанного мотора «ВАЗ» объемом 1.6 литра).

Общая схема электрооборудования ВАЗ 1118

1 — блок-фара; 2 — мотор-редуктор очистителя ветрового стекла; 3 — генератор; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — стартер; 6 — звуковой сигнал; 7 — датчик незакрытого капота; 8 — переключатель стеклоподъемника правой передней двери; 9 — мотор-редуктор стеклоподъемника правой передней двери; 10 — электронасос омывателя ветрового стекла; 11 — соединительные колодки проводов для подключения правого (переднего) динамика аудиосистемы; 12 — электропривод блокировки замка правой передней двери с датчиком незакрытой двери; 13 — датчик температуры окружающего воздуха; 14 — соединительная колодка жгута проводов для подключения к жгуту системы управления двигателем; 15 — электропривод блокировки замка левой передней двери (с датчиком незакрытой двери и выключателем центрального замка); 16 — датчик недостаточного уровня тормозной жидкости; 17 — соединительные колодки проводов для подключения левого (переднего) динамика аудиосистемы; 18 — переключатель стеклоподъемника правой передней двери (установлен на водительской двери); 19 — переключатель стеклоподъемника левой передней двери; 20 — переключатель центрального замка; 21 — мотор-редуктор стеклоподъемника правой передней двери; 22 — блок дистанционного управления; 23 — блок управления иммобилайзером (АПС-6); 24 — монтажный блок; 25 — щиток приборов; 26 — правый боковой указатель поворота; 27 — лампа освещения вещевого ящика; 28 — выключатель лампы освещения вещевого ящика; 29 — выключатель сигналов торможения; 30 — выключатель (замок) зажигания; 31 — блок управления освещением; 32 — подрулевые переключатели; 33 — левый боковой указатель поворота; 34 — соединительные колодки проводов для подключения левого (заднего) динамика аудиосистемы; 35 — электропривод блокировки замка левой (задней) двери с датчиком незакрытой двери; 36 — электровентилятор отопителя; 37 — дополнительный резистор отопителя; 38 — переключатель отопителя; 39 — выключатель аварийной сигнализации; 40 — выключатель соленоида блокировки заднего хода; 41 — выключатель обогрева заднего стекла; 42 — соединительные колодки проводов для подключения правого (заднего) динамика аудиосистемы; 43 — электропривод блокировки замка правой задней двери (с датчиком незакрытой двери); 44 — топливный модуль системы управления двигателем; 45 — выключатель фонарей заднего хода; 46 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 47 — прикуриватель; 48 — соленоид блокировки заднего хода; 49 — соединительные колодки проводов для подключения головного устройства аудиосистемы; 50 — лампы подсветки на накладке центральной консоли панели приборов; 51 — блок управления электроусилителем рулевого управления; 52 — плафон освещения салона; 53 — задний фонарь; 54 — колодка для подключения электропривода блокировки замка крышки багажного отделения*; 55 — датчик незакрытой крышки багажного отделения; 56 — фонари освещения номерного знака; 57 — дополнительный фонарь сигнала торможения; 58 — элемент обогрева заднего стекла; 59 — лампа освещения багажного отделения.

Схема электрооборудования ВАЗ 1118 (комплектация «Норма»)

  1. Правая блок-фара;
  2. Датчик незакрытого капота;
  3. Звуковой сигнал;
  4. Стартер;
  5. Аккумуляторная батарея;
  6. Генератор;
  7. Мотор-редуктор очистителя ветрового стекла;
  8. Левая блок-фара;
  9. Переключатель электростеклоподъемника правой передней двери;
  10. Мотор-редуктор стеклоподъемника правой передней двери;
  11. Колодки подсоединения к правому переднему громкоговорителю;
  12. Электропривод блокировки замка правой передней двери;
  13. Электродвигатель омывателя ветрового стекла;
  14. Датчик температуры окружающего воздуха;
  15. Колодка подсоединения жгута проводов системы управления двигателем;
  16. Электропривод блокировки замка левой передней двери;
  17. Датчик уровня тормозной жидкости;
  18. Колодки подсоединения к левому переднему громкоговорителю;
  19. Переключатель электростеклоподъемника правой передней двери, расположенный на двери водителя;
  20. Переключатель электростеклоподъемника левой передней двери;
  21. Выключатель блокировки замков дверей;
  22. Мотор-редуктор стеклоподъемника правой передней двери;
  23. Монтажный блок;
  24. Блок управления автомобильной противоугонной системой;
  25. Блок управления охранной сигнализацией;
  26. Комбинация приборов;
  27. Павый боковой указатель поворота;
  28. Лампа освещения вещевого ящика;
  29. Выключатель лампы освещения вещевого ящика;
  30. Выключатель сигналов торможения;
  31. Выключатель зажигания с трансподером автомобильной противоугонной системы;
  32. Блок управления наружным освещением, подсветкой приборов и регулятором направления пучков света фар;
  33. Подрулевой переключатель;
  34. Левый боковой указатель поворота;
  35. Колодки подсоединения к правому заднему громкоговорителю;
  36. Электропривод блокировки правой задней двери;
  37. Выключатель обогрева заднего стекла;
  38. Выключатель блокировки заднего хода;
  39. Выключатель аварийной сигнализации;
  40. Переключатель режимов работы вентилятора отопителя;
  41. Дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя;
  42. Электродвигатель вентилятора отопителя;
  43. Колодки подсоединения к левому заднему громкоговорителю;
  44. Электропривод блокировки замка левой задней двери;
  45. Электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива;
  46. Выключатель ламп света заднего хода;
  47. Выключатель сигнализатора стояночного тормоза;
  48. Прикуриватель;
  49. Соленоид блокировки заднего хода;
  50. Колодки подсоединения к головному устройству системы звуковоспроизведения;
  51. Лампы подсветки блока управления системой вентиляции и отопления;
  52. Блок управления электроусилителем руля;
  53. Плафон освещения салона;
  54. Правый задний фонарь;
  55. Электропривод блокировки замка багажника;
  56. Выключатель плафона освещения багажника, встроенный в замок крышки багажника;
  57. Фонари освещения номерного знака;
  58. Дополнительный сигнал торможения;
  59. Элемент обогрева заднего стекла;
  60. Плафон освещения багажника;
  61. Левый задний фонарь.На данной схеме не показаны точки соединения и колодки жгутов проводов.

LADA Ellada салон внутри

Особые изменения также отсутствуют. Отличия видны только на приборной панели. К тому же поменял облик и рычаг скоростей. В отделке используется «дубовый пластик» и ткань. Изысканности искать не приходится. В салоне имеется два новых элемента: кнопка включения электрического отопителя и цифровой таксометр, умеющий считывать пластиковые карты и печатать чеки.

Салон

Приборная панель

Спидометр ограничили до отметки 160 км/ч. Появилась шкала расхода энергии. Разделяется на 2 блока. Приборная панель имеет встроенный навигатор.

Приборная панель

Центральная консоль

На яйцевидном контуре размещается основная часть центральной консоли. Верх занимают вентиляционные дефлекторы. Ниже предусмотрен блок, отвечающий за регулировку аудиосистемы, представленный «крутилками». Рядом размещены функциональные клавиши.

Сиденья

Кресла обиты простой тканью. Передний ряд имеет регулировку. Боковая поддержка и подголовники отсутствуют, поэтому на комфорт рассчитывать не стоит. Задний ряд представлен трёхместным диваном. Вместимость составляет 5 человек.

Тест-драйв лада эллада

Итак, поворачиваем ключ в замке зажигания и начинаем движение на электромобиле. Для старта необходимо перевести селектор направления движения вперед, отпустить тормоз и нажать на педаль газа. Первое время непривычным является ощущение тишины при движении, слышно только шорох шипованных шин и работу подвески на неровностях.

Однако при торможении появляется типичное завывание, знакомое нам по поездкам в трамвае или троллейбусе. Мощность двигателя Лада Эллада составляет около 80 л.с., но, даже не смотря на возросшую массу автомобиля, он обладает неплохой тягой благодаря электродвигателю. Автомобиль охотно начинает ускорение, если работать с газом резко, то колеса срываются в пробуксовку.

Будет ли спрос на подобный автомобиль в нашей стране? Со временем, возможно, но сегодня покупку такого автомобиля можно назвать большой авантюрой. Судите сами, стоит он пока что более миллиона рублей. Заявленный запас хода 150 км, но в зимнее время он резко снижается. К примеру, во время поездки на улице было ниже -20 градусов и запас хода, судя по показаниям приборов, упал до 40 км, то есть более чем в 3 раза.

Но, если в будущем появятся спец. заправки, на которых автомобиль зарядится за 30 минут, снизится цена на сам автомобиль (хотя бы до 600-700 тыс. руб) и государство введет стимулирующие меры по покупке экологически чистых машин (отмена налогов, субсидирование, компенсация части стоимости автомобилей и пр.), то данные автомобили вполне могут замелькать на наших улицах.

Характеристики

На электромобиле используются литий-железо-фосфатные аккумуляторы энергоёмкостью 23 кВт·час. Масса аккумуляторов составляет 2×120=240 кг. Срок службы — 3000 циклов. Заряда батареи хватает на 140 км пробега. Время заряда батареи от бытовой сети — восемь часов.

Электродвигатель и сопутствующая бортовая электроника создана швейцарской фирмой «MES», бортовое зарядное устройство также из Швейцарии, фирмы «Бруса». Силовые аккумуляторы произведены в Китае.

В разработке предполагалось использовать аккумуляторы российской компании Лиотех, но в итоге, в серийной Ладе тяговая АКБ набрана из 79 компактных батарей китайской компании Thunder Sky.

Установка фаркопа

История развития проекта

Процесс создания автомобиля на электротяге не отличался простотой. По прошествии года после первого представления новомодной «электрички», АвтоВАЗ объявил о начале мелкосерийного производства ВАЗ El Lada в количестве 100 единиц. Продажи Эллады шли натужно и ВАЗовцы стали искать выход из сложившейся ситуации и таки нашли. Они подписали договор с таксопарком из Кисловодска. В нём оговаривалось, что предприятие обеспечивало солидный сброс цены на партию электрокаров, при этом некоторая доля расходов ложилась на казну края. И действительно, скидка оказалась весьма солидной: рыночная цена электрокара доходила до 1,25 млн. руб., а вот таксистам аппарат доставался всего за 610 тыс. руб. — сказка, а не машина!

Но «не долго музыка играла»: управленцы края не выполнили возложенных на них обязательств, не найдя денег на закрытие сделки. В результате таксопарк заполучил в своё распоряжение всего пять экземпляров El Lada, а остатки АвтоВАЗ был вынужден спихнуть чуть ли не по себестоимости дилерам, чтобы освободить складские площади от застоявшегося и не востребованного товара. До этого, 40 автомобилей были переданы дилерам Южного и Центрального федеральных округов в качестве тестовых, для анализа спроса. Нужно сказать, что первая проданная таксистам «пятёрка» электроавто эксплуатировалась на регулярной основе: к 2015 году, таксисты накрутили на них по 50-70 тыс. км.

Продажи остатков осуществлялись исключительно юридическим лицам, чтобы производитель мог наблюдать эксплуатацию этих транспортных средств. Также не было права перепродажи. В 2012 году российский электромобиль приобрёл король Иордании, а в 2014, «Элладу» в своё распоряжение заполучил глава «Минпромторга».

Салон

Внешне салон очень схож с «первой» Lada Kalina стандартной комплектации, но отличается некоторыми деталями.

Особенности салона Лада Эллада:

  • Рычаг управления трансмиссией выглядит совершенно иначе и имеет только три буквенных обозначения: D, N, R – обычное вождение, нейтральная скорость и задняя скорость соответственно.
  • На приборной панели вместо тахометра расположился прибор, показывающий водителю скорость расхода энергии.
  • Разметка спидометра сократилась до отметки в 160 км/ч.

При оформлении салона использовался обыкновенный пластик, а пассажирские кресла обтянуты обыкновенной тканью. Интерьер имеет округлые формы, которые обычно встречаются в автомобилях, сошедших с конвейера еще в девяностые годы.

Как она едет?

Ускоряется «электрическая «Калина» просто невероятно, и это признают все опрошенные нами драйверы. Во-первых, поражает сама интенсивность разгона — «по паспорту» у El Lada 18 секунд до «сотни» (и максималка всего 130 км/ч), но до городских 60 км/ч она выстреливает, почти как спорткар. Во-вторых, разгон происходит бесшумно, что потрясает ещё больше. А вот на торможении есть проблемы. Дело в том, что оно задумано ступенчатым, с функцией рекуперации энергии: в начале хода педали система тормозит двигателем, а позже в действие вступают тормозные механизмы. «Ступенька» между двумя режимами заметная, и к ней приходится привыкать.

Плавность хода и управляемость изменились в лучшую сторону — возросшая на 120 кг по сравнению с «Калиной» масса (причем большая часть прибавки находится в пределах колёсной базы) и снизившийся центр тяжести пошли на пользу. Машина мягче идёт по ухабам и демонстрирует меньшую склонность к недостаточной поворачиваемости. Отлично показывает себя El Lada на обледенелом извилистом серпантине с большими перепадами высот — четыре обычных шипованных покрышки хорошо держат авто в поворотах, а мощности мотора хватает для любого подъёма.

Однако большинство водителей жалуются на то, что если встать на подъёме, машина откатывается назад (напомним, дело происходит в гористой местности КМВ). Режима, аналогичного «Parking» или малого хода на холостых оборотах, как в машинах с АКПП, у электромобиля нет. Поэтому приходится либо сразу после остановки жать на тормоз, либо удерживать машину «газом», либо ставить авто на «ручник».

Сравнение характеристик с популярными электромобилями

Электрическая Лада может сильно и не впечатляет техническими показателями, но способна соперничать с некоторыми моделями.

В таблице представлена сравнительная характеристика с некоторыми электрокарами от других производителей.

Показатели LADA Ellada Mitsubishi I-Miev Nissan Leaf BMW i3
Мощность мотора 60 кВт 49 кВт 80 кВт 125 кВт
Аккумуляторная батарея 23 кВт*ч 16 кВт*ч 30 кВт*ч 42,2 кВт*ч
Запас хода 150 км 150 км 199 км 250 км
Предельная скорость 130 км/ч 130 км/ч 150 км/ч 150 км/ч
Разгон до сотни 14 секунд 15,9 секунды 11,9 секунды 7,2 секунды
Зарядка от бытовой сети 220V 8 часов 8 часов 8 часов 6 часов

История «Эл Лады» без легенд и мифов

Такое впечатление, что El Lada является для АВТОВАЗа любимым, но трудным ребёнком. В 2011 году машину впервые показали публике, анонсировали мелкосерийное производство… В следующий раз общественность услышала о «первом серийном отечественном электромобиле» год спустя, когда на Московском автосалоне было объявлено о производстве «Эл Лады» серией порядка 100 единиц и отправке этих машин в Ставропольский край для работы в такси. Первые электромобили АВТОВАЗ изготовил и отгрузил на Ставрополье в феврале 2013 года.

По условиям контракта между АВТОВАЗом, администрацией Ставрополья и таксопарком в Кисловодске, завод давал на электромобили скидку, а ещё часть стоимости машин должна была компенсировать краевая казна. Поэтому цена электромобиля для ставропольских таксистов составляла, как писал rusautomobile.ru, около 610 000 рублей против розничных 1 250 000 рублей. Однако компенсация из бюджета края осуществлялась лишь постфактум, после выкупа электромобилей у завода, и чтобы забрать с завода остальные электрокары даже с учетом заводской скидки, денег так не нашлось.

Те первые пять электромобилей, попавшие в Кисловодск в феврале 2013 года, к сожалению, так и остались последними. Устав ждать денег, вазовское руководство предпочло освободить склады от «залежалого товара» («Калина», на базе которой сделана El Lada, успела пережить обновление) и в начале января 2014 года решило продать электромобили дилерам практически по себестоимости.

Три машины в рамках этой акции попали и на Кавказские Минеральные Воды (далее — КМВ), к своим ранее оказавшимся там пяти «сестрам». Эти три машины должны предоставляться клиентам автосалонов для тест-драйва, но по факту электромобили большую часть времени стоят на товарных площадках, невидимые глазу простых «смертных». Да и зачем тест-драйв, если в продаже такие машины появятся… неизвестно когда?

Пусть «тест-драйвовские» машины по большей части остаются в тени, однако некоторые возможности покататься на них всё же существуют, мы этот вопрос изучили. Ну а пять первых «Эл Лад», попавших в такси, намотали уже по 50 000 — 60 000 километров по Кисловодску и окрестностям. Итак, сейчас на КМВ находятся 8 электромобилей производства АВТОВАЗа, и все они регулярно эксплуатируются.

Это «Эл Лады», которые Волжский автозавод выпустил из-под своего «крыла» в более-менее свободное плаванье. Мы не могли не поинтересоваться, как складывается жизнь этих автомобилей. Реальная жизнь, за пределами пафосных пресс-релизов и красивых мифов об «экологически чистом» транспорте.

Мы побеседовали с Шамилем Касымовым, гендиректором кисловодской автоколонны №1721, который был одним из инициаторов контракта с АВТОВАЗом и под началом которого пять «Эл Лад» эксплуатируются сейчас в такси. А кроме того, с несколькими работниками автосалонов Lada на Ставрополье, которые смогли оценить El Lada в полевых условиях. Отметим, что в интернете можно (хотя и с трудом) отыскать материалы с тегом «тест-драйв El Lada» но сделаны они по результатам коротких тестовых поездок, в то время как наша статья основана на фактах, собранных в процессе длительной эксплуатации.

Схема управления двигателем ВАЗ 11194 (1.4л., 16-кл., Евро-3)

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий